В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года коррупция названа в числе основных источников угроз национальной безопасности. Несмотря на то, что в последние годы статистика, касающаяся результатов борьбы с коррупционными преступлениями в России, как не странно, остается примерно на одном уровне, а по отдельным показателям даже снижается, коэффициент латентности этих посягательств остается крайне высоким. Поскольку коррупция в России «… представляется не только опасной с социальной точки зрения как фактор, подрывающий государственную власть, но и как одна из главенствующих причин, определяющих организованную, экономическую, политическую преступность», вряд ли кто-либо усомнится в том, что меры уголовно-правовой борьбы с нею в будущем будут только ужесточаться.
Любая стратегия – это руководящий документ, используемый в практической деятельности руководителей различного уровня. Ее определения и положения должны обладать предельной конкретностью, исключать двойное толкование и быть применимыми в практике управленческой деятельности.
Прежде всего в Стратегии отсутствует четкое определение системы угроз национальной безопасности страны и их источников. В роли угроз здесь выступают проблемы развития государства в различных сферах
При построении механизмов нейтрализации угроз необходимо различать основополагающую триаду: источник угрозы – угроза – результат ее реализации. К сожалению, этого в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года не наблюдается. В ней смешаны в одну кучу и национальная безопасность, и жизнедеятельность общества и государства
Практически нигде (за самым редким исключением) в Стратегии не определяются источники угроз, хотя бы на уровне набора критериев, по которым их можно выявить
В разделе «Экономический рост» силам обеспечения национальной безопасности ставится общая задача поддержки государственной социально-экономической политики. Но они должны парировать и нейтрализовать угрозы, а никак не участвовать в экономической деятельности или ее поддержке. Это функция совершенно иных государственных, общественных и коммерческих структур
При этом практически нигде не указываются меры, направленные именно на предотвращение угроз национальной безопасности путем воздействия на источники этих угроз или устранения условий их реализации
Отсутствие правильно определенных угроз национальной безопасности и их источников привело к некорректно обозначенным целям обеспечения национальной безопасности по сферам
В параграфе «Экономический рост» в качестве цели национальной безопасности указывается вхождение России в число пяти стран-лидеров. Такое положение может быть внесено в Концепцию или Стратегию экономического развития, но никак не в Стратегию национальной безопасности
Между тем, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под противодействием этому крайне негативному явлению подразумевает три вида деятельности:
1) предупреждение;
2) борьбу с коррупцией;
3) минимизацию и (или) ликвидацию ее последствий;
Разумеется, предупреждение коррупции должно иметь безусловный приоритет перед иными мерами противодействия. Однако это направление деятельности наиболее трудоемкое, чаще всего не дающее быстрых и явных результатов.
Надлежащим ли образом реализуются эти направления в части формирования антикоррупционной правовой культуры в России? Специалисты в этой области говорят больше о системных проблемах, предложениях по их преодолению, чем о каких-либо достижениях.
На теоретико-методологическом, а также учебно-методическом уровне проблемы предупреждения коррупционных преступлений должны решаться системно, с привлечением специалистов различных наук.
Подавляющее большинство российских граждан, работающих в самых различных организациях, не имеют четкого представления о том, что такое коррупционные правонарушения и как их отличать от правомерных деяний; что такое коррупционные преступления, каковы признаки их совершения и главное - как не допустить вовлечения себя в коррупционные отношения. Проведенные исследования показывают, что среди причин такого положения – не всегда удовлетворительная, а чаще полная некомпетентность граждан в этом вопросе.
Получается, что государство объявило войну с коррупцией, но мало кто из граждан понимает условия и правила ведения этой войны.
К сожалению, законодатель в отношении антикоррупционной пропаганды не только не помогает гражданам, но и вновь принимаемыми нормативными правовыми актами порождает, на мой взгляд, еще большие сомнения, заблуждения и путаницу. Рассмотрим на примере «Типового положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации».
Теперь от «обычного подарка» и от взятки следует отличать еще и подарок в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями (для краткости – «протокольные подарки»). Попробуем сжато изложить суть этого весьма сложного для восприятия документа.
Итак, лицам, замещающим государственные (муниципальные) должности, государственным (муниципальным) служащим и некоторым иным категориям физических лиц, запрещено сразу обращать «протокольные подарки» в свою собственность. Они могут их получить, но в течение 3 рабочих дней на них лежит обязанность представить письменное уведомление в уполномоченное подразделение своей организации. В случае если стоимость подарка превышает 3 000 рублей (или стоимость неизвестна) его необходимо сдать, однако остается возможность в дальнейшем выкупить его по установленной Положением процедуре. По смыслу (но не по тексту) названного постановления подарок стоимостью менее 3 000 рублей может быть возвращен получившему его лицу.
Однако ни законодатель, ни Верховный суд РФ, ни иные государственные органы не дали четких разъяснений по поводу того, чем все-таки взятка отличается от «протокольного подарка».
Не углубляясь в анализ дидактических и методологических проблем, хотелось бы подчеркнуть, что в рамках антикоррупционного просвещения необходимо, как минимум, демонстрировать, разъяснять:
- отдельные нормы антикоррупционного, в том числе, а может и прежде всего, уголовного законодательства;
- типичные заблуждения относительно разграничения преступных коррупционных посягательств и правомерного поведения;
- яркие примеры из судебной практики по делам соответствующей категории с указанием на избранные судом строгие, но справедливые меры наказания;
- как не допустить вовлечение себя в коррупционные отношения в типичных, хорошо знакомых слушателям ситуациях,
Изложенное лишний раз указывают на то, что для любых категорий граждан, в том числе, для юристов, просто необходимо периодическое антикоррупционное просвещение, проведение мероприятий для школ и вузов страны.
Стратегия национальной безопасности нуждается в радикальной переработке. Полностью менять и ее структуру, с постановкой правильных приоритетов, определений и целей.
Комментариев пока нет